Преобразователь напряжения предназначен для
питания от бортовой сети автомобиля УМЗЧ, собранного на микросхемах
TDA7293 /
TDA7294.
За его основу была взята схема А.Колганова (см. ж. «Радио» №7 2002г стр. 20).
При анализе схемы-прототипа был выявлен следующий
недочёт.
Ток нагрузки TL494 – 200мА, поэтому были заменены
ключи на биполярных транзисторах на ключи на полевых (более
мощных) транзисторах IRFZ44.
Это позволило увеличить номиналы резисторов в цепи затвора, и как
следствие снизить нагрузку на TL494. А для повышения КПД и облегчения работы ключей,
дополнительно в цепи затвора были установлены конденсаторы на 0,01мкФ.
При отлаживании
схемы-прототипа были выявлены следующие недочёты.
1. Автор забыл установить накопительные дроссели на
выходе преобразователя. Я намотал их на кольцах К20х10х5 10 витков
проводом d=1.2мм., не утруждая себя расчетами, если вы хотите грамотно
рассчитать их, то можете воспользоваться методикой, приведённой в журнале
«Радио» №9 2003г. стр.34. Только учтире, что
там источник питания однотактный, прямоходовый с респирацией энергии из трамса – назад в конденсаторы, поэтому придется
внести в расчёт некоторые изменения.
2. Были уменьшены номиналы резисторов R12, R14.
Первичная обмотка импульсного трансформатора содержит
2х4 витка, вторичная 2х10 витков. Магнитопровод
– 3 кольца из феррита М2000МН1 К40х25х11.
Сначала я намотал обе обмотки шиной 1,3х3мм,
осциллограммы на анодах VT1,
VT2 были
правильные, ровные, но трамс сильно грелся.
Поэтому во втором варианте я намотал его – первичную обмотку жгутом,
свитым из 29-и проводов диаметром 0,5мм., а
вторичную - жгутом, свитым из 15-и проводов диаметром 0,42мм.
Работоспособность преобразователя после этого сохранилась,
но в выше указанных осциллограммах появилась параразитная
генерация – гармоническая, поэтому я добавил конденсатор на 0.47мкФ между
анодами VT1 и VT2, что поэволило срезать часть высших гармоник.
Но вообще, я думаю, что при повторении этой конструкции
трамс следует мотать плоской лентой из меди или
латуни, при этом следует выдержать сечение первичной обмотки равным приблизительно 6мм2, а вторичной 2мм2. Но
сечения зависят от того, какой мощности нагрузка у преобразователя. При Pпотр>200Вт
плотность тока в обмотке не должна превышать 3…4,5 А
на мм2. А поскольку преобразователь двухтактный, то сечение полуобмоток можно уменьшить в 1,5 раза. И ещё следует
учесть то, что максимальную мощность УМЗЧ потребляет при ударах по бочке,
и это компенсируют конденсаторы C13, C14.
Вобщем предлагаемое сечение обмоток потянет
более чем две микросхемы TDA7294
|